Комплекты конспектов со скидкой. Узнать подробнее
Узнайте все секреты детского клуба! Детский эко-клуб «Умничка»
 
Вы находитесь здесь : Главная - Методический раздел - Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет

Дорогие друзья, с 1 ноября стартовал 5-ый Международный конкурс "Умничка года"!
Спешите принять участие и стать победителем конкурса!



Старт нового онлайн-тренинга
"Денежный детский центр 11 ноября"




4-6 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
 V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЕТСКИХ КЛУБОВ
«ОТ ИДЕИ ДО ПРИБЫЛИ»

 Обратите внимание! Мы добавили новые форматы участия!





Автор: Светлана Коныгина
Огромное спасибо вам. Постоянно просматриваю сторис с Инстаграмм и очень актуально была информация о том, что нужно пройти обучение по охране труда.
Сразу нашла организации которые этим занимаются, купила две программы, сейчас изучаю.
Спасибо за то, что делитесь полезной информацией.

Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет

Упражнения на развитие мелкой моторики руки являются обязательной частью практически любого комплексного занятия для детей от 1 года до 3 лет, которые проводятся в детском клубе.

Объяснять, для чего включаются упражнения на развитие мелкой моторики, наверно не стоит. Ни для кого сейчас не секрет, что применяя задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, мы активно воздействуем на речевой центр мозга, а также развиваем мышление, память, воображение, восприятие и внимание, совершенствуем ловкость и точность движений, зрительно-моторную координацию и пространственную ориентацию.

На данный момент выпущено немало методических пособий для педагогов и родителей, в которых приведены упражнения с фасолью и горохом, пуговицами и монетами, шнурками, карандашиками, и т.д. Однако, педагогу и методисту, работающим в детском развивающем центре, непросто собрать весь интересный материал в одно целое для дальнейшей систематизации, а также увидеть методику реализации подобных заданий в практической деятельности клуба. Зачастую задания на комплексных занятиях включаются хаотично, не соответствуя возрастным особенностям детей, ориентируясь только на «вкусность» и привлекательность для родителей.

Особенно сложно придумать педагогам разнообразные задания с одним и тем же игровым материалом: с бусами для нанизывания, горохом, фасолью и т.д.. В итоге получается, что из занятия в занятие мы делаем одни и те же бусы для кукол, складываем горох в виде запасов в бутылочки, прикрепляем платочки на прищепках к верёвочкам… Подобное однообразие вызывает скуку у детей и родителей, присутствующих на занятиях, способствует снижению игровой мотивации, и, как следствие, падает эффект самого развивающего упражнения.

Для начала надо определиться с теми материалами, которые мы будем иметь в детском клубе и использовать для развития мелкой моторики руки. Практика показала, что подобных материалов не надо иметь слишком много и все они являются однозначно доступными для любого географического региона нашей страны, а также совершенно недорогостоящими. Не стоит захламлять клуб пособиями, которые редки в использовании и задают однобокость использования в ходе занятий. Лучше выберем:

  • деревянные и пластмассовые прищепки
  • маленькие круглые пуговицы без ножки основных цветов
  • пластмассовые или деревянные шарики и кубики с дырочкой для шнуровки
  • также основных цветов
  • пипетки
  • мозаику
  • рис, горох и фасоль
  • счётные палочки и спички
  • шнурки для обуви
  • обычные медицинские резиновые груши (спринцовка) размера №3.

Педагогам следует помнить, что возрастные особенности детей от 1 года до 3-х лет требуют определённой схемы по обучению работе с мелкими предметами:

  1. Педагог знакомит детей с образцом уже выполненной работы.
  2. Затем педагог обязательно демонстрирует, как необходимо выполнить действие с предметами. Данный этап необходим не только детям, но и сопровождающим на занятия ребёнка взрослым, поскольку показывается образец выполнения задания и правильность захвата пальчиками предмета. Наглядный показ обязательно должен сопровождаться словесной инструкцией.
  3. Взрослый берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимое действие. Данный этап абсолютно необходим при работе с детьми от 1 года до 2-лет, а также в более старшем возрасте при знакомстве с новыми материалами, например, с пипеткой.
  4. Дети действуют самостоятельно согласно словесной инструкции педагога.

Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, должны быть интересны детям, поскольку только тогда они смогут эффективно выполнять предложенные педагогом задания.

Вот пример задания с прищепками:

«Игра с прищепками «Колючие ежата»».

Педагог выдает детям контуры ежей, прищепки и рассказывает историю.
- Жили-были ежата. Как-то раз ежата пошли в лес и нашли грибы, только унести их домой не могут. Наши ёжики ещё совсем маленькие, и иголки у них еще не выросли.
- Давайте ежатам иголки сделаем, тогда они смогут наколоть грибочки и унести в гнездо.

Дети берут по одной прищепке и прикрепляют иголки на спинку ежа.

- Вот теперь ежата смогут много грибочков унести домой!

Для повышения интереса и формирования положительной мотивации при выполнении подобных упражнений педагогу необходимо разыгрывать игровой сюжет с помощью мягких игрушек и кукол-перчаток.

Задания по развитию мелкой моторики не могут в этом возрасте выполняться сами по себе, они обязательно выполняются по заданию какого-то героя, присутствующего на занятии: нанизывая бусы только зелёного цвета мы собираем капусту для зайчика, отцепляя прищепки от линейки и складывая их в миску – заготавливаем травку для коровы, пипеткой добавляем заветные капли живительной влаги рыбке в аквариум, а ветерок из резиновой груши помогает сдуть листочки с грибочков, которые ищут голодные ежата…

Вот пример задания на развитие мелкой моторики руки, где главным героем на занятии является медвежонок:

«Игра с мозаикой «Ягодки в корзинке»».

Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие цветовосприятия, развитие внимания.

Материалы: на каждого ребёнка - планшет для мозаики, на котором прикреплено (заранее вырезанное педагогом из цветной бумаги) полукруглое изображение корзинки, фишки мозаики разных цветов (обязательно красные).

Педагог выдает детям фишки мозаики и планшеты, на которых уже закреплена корзинка и рассказывает историю про медвежонка.

- Однажды медведица отправила своего медвежонка в лес за малиной. Медвежонок взял корзинку и побежал в лес. Искал, искал он малину в лесу, наконец-то нашел. Смотрит, кусты малины высокие, а он маленький, не достать ему малины.

- Давайте, поможем медвежонку и наберем целую корзину ягод. Малину будем собирать только красную.

Дети берут по одной фишке и прикрепляют сверху «корзинки». Получается корзинка, наполненная ягодками «с горкой». Педагог следит, чтобы дети брали фишки красного цвета и прикрепляли их, не выходя за контуры.

- Полная корзина ягод получилась! Медведица обрадуется такому подарку и мишке варенье из нее сварит.

Задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, органично вписываются в структуру любого комплексного занятия, но, тем не менее, их надо выстраивать так, чтобы помимо своей основной функции – развитие мелкой моторики, они могли бы решать другие дидактические и развивающие задачи. Какие?

Например, заготавливая запасы для мышки, мы должны положить в баночку всего 10 горошин - формируем навык счёта в пределах десятка. Нанизывая бусы в определённой последовательности, изображённой на схеме – развитие кодирования, умственного действия анализа-синтеза, формирование умения находить закономерность. Отбираем листочки только большие и жёлтого цвета – формирование представления о размерах предметов и развитие цветовосприятия, формирование умения руководствоваться системой условий задачи.

Напоследок хотелось бы отметить, что проведение игр с мелкими предметами требует особого внимания со стороны педагога и соблюдения правил разумной осторожности. Маленькие дети могут очень быстро и незаметно проглотить мелкие предметы, расположить их «удобно» в собственном носу или ушах. Особенно это касается детей от 1 года до 2-х лет, хотя многие двух- и трёхлетки любят попробовать горох на вкус. Педагог не в силах уследить за всеми детьми, присутствующими на занятии. Поэтому перед проведением подобного задания педагог даёт чёткую инструкцию взрослым, сопровождающим детей на занятия, быть особенно внимательными к действиям малышей. В целях безопасности также следует убрать миски с мелкими предметами сразу после выполнения задания в недосягаемое для детей место. Ни в коем случае нельзя оставлять мелкие предметы, расположенные в поле видимости детей, без присмотра!

Анастасия Шевченко
Бизнес-тренер
Методист детского эко-клуба Умничка




Оставить комментарий.




Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Мы в социальных сетях

Заказ звонка