Комплекты со скидкой. Узнать подробнее
Узнайте все секреты детского клуба! Детский эко-клуб «Умничка»
 
Вы находитесь здесь : Главная - Методический раздел - Что такое комплексное занятие?




СЮРПРИЗНАЯ АКЦИЯ с ОГРОМНЫМИ СКИДКАМИ!

Действует по 18 декабря включительно!





3 esrgtdhyjukjh.png
Акция месяца - Организация мини-сада в детском клубе! 




Получите наклейку
"Этому клубу можно доверять!"
 Уважаемые коллеги! По вашим просьбам мы изготовили вот такие чудесные наклейки! 
911919c7-4677-4980-97ea-7a25cb25ee11.jpg 




Автор: Екатерина. Клуб "Осьминожки".
26 ноября состоялся вебинар "Бешеная прибыль детского клуба в зимние месяцы". Спасибо огромное за возможность получить ценные советы и вновь пересмотреть свою работу! Этот вебинар я могу сравнить с "новым вдохом" ! Первый "глоток жизни" Софья и Анастасия дали мне в летний период на своих семинарах! И наш клуб продолжил свою жизнь! Данный вебинар дал много советов по работе клуба зимой! Прошлой зимой мы практически закрывались-пострадали от "карантина, объявленного в СМИ" и т.д. С помощью Ваших советов я уверена,что 
наш клуб будет продолжать работать в обычном режиме этой зимой! Взяла на заметку "усилить курс "подготовки к школе", продажа абонементов на 3 месяца, ведение мастер-классов в январские каникулы и февральские праздники! Вы большие молодцы,что не стоите на месте и про нас не забываете! Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! 

Что такое комплексное занятие?

Мы с вами рассмотрели уже разные модели организации детских клубов, остановились кратко на вопросе возможных  пособий для учебных занятий,  поговорили о спектре занятий в детском клубе  и даже коснулись проблемы существующих методик. Теперь пора начинать переходить к частностям.  Какие по организации должны быть занятия в клубе?  Сколько они длятся?  Что будет входить в структуру занятия?

Мы с вами уже уточнили, что занятия в клубе бывают строго специальными (монокурсы), т.е. которые ведутся специалистами: музыка, шахматы, танцы, иностранные языки и т.д. Программы для этих занятий разрабатываются тоже специалистами в данных областях. Кроме монокурсов, существуют ещё общеразвивающие занятия, которые, на самом деле,  и составляют существенную часть всех занятий в большинстве детских развивающих центров.

На общеразвивающих занятиях, в отличие от специальных,  клубы предлагают решение сразу нескольких задач для  родителей:  на этих занятиях мы научим вашего ребёнка читать и считать, ориентироваться в окружающем мире и правильно держать карандаш в руке, сформируем у него различные навыки и разовьём мелкую моторику, речь, а также память, мышление и т.д., и т.п.  Такие занятия можно назвать комплексными, поскольку они представляют собой совокупность каких-то упражнений, заданий из разных по назначению курсов. Преимущества подобных занятий очевидны: родители сразу платят за решение нескольких задач. Ведь сложно представить, что в дошкольном возрасте дети будут по понедельникам и пятницам ходить только на чтение, а по вторникам – на математику, в среду – на письмо, а по субботам – на развитие мышления и памяти… Конечно, комплексные занятия для дошкольного возраста значительно удобнее.  И не только. Комплексные занятия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста: например, занятие математикой (чтением, рисованием, лепкой и т.д. – т.е. одним видом деятельности)  для ребёнка 5-6 лет имеет временные ограничения – не более 20 минут. Представляете, что родители приводят ребёнка всего лишь на 20 минут, а потом идут обратно? Ребёнка дольше одеть и раздеть, чем длится само занятие. Другое дело – комплексное занятие. Тут тебе и математика, и творчество и т.д., и каждый вид деятельности представлен не более 20 мин. Длительность комплексного занятия логично увеличивается – оно уже может быть от 45 минут и более, но обычно не дольше 1,5 часов.  В комплексном занятии обязательно должны быть паузы, перерывы – активно двигательные или, наоборот,  спокойные. Такие паузы помогают детям переключить внимание и «отдохнуть».

Комплексные занятия проводятся в развивающих центрах для детей от 6 месяцев и до 7 лет. Курс «подготовка к школе» - это тоже комплексное занятие.

Ещё раз подчеркнём, что общеразвивающие  (комплексные) занятия есть во всех детских клубах. А вот организовываются они по-разному.  Можно условно выделить комплекс курсов и собственно комплексное занятие. Давайте посмотрим отличия, а также рассмотрим плюсы и минусы данных структур.

1. Комплекс курсов.  Ещё раз отметим, что это тоже определённая организация  комплексных занятий в клубе. Когда мы говорили о моделях детского клуба, мы отмечали с вами, что есть такие детские центры, которые предлагают родителям определённый комплекс курсов: например, чтение, математика, развитие речи, танцы и т.д. Выстраиваются данные курсы очень просто – по дням недели ставится определённое сочетание названных курсов. Например, подобный комплекс для детей 4-х лет:

Понедельник   (10.00-11.30)

Четверг  (10.00-11.30)

1.Математика

1.чтение

2.окружающий мир

2. Развитие речи

3.Музыка

3. танцы

Родители  это и видят в расписании. Длительность подобных комплексных занятий не бывает короткой.  В целом, В Москве,  подобные занятия обычно длятся около 1 часа и 20 минут с небольшим (5-10 минут) перерывом.  На каждый курс  (математика, чтение, танцы и т.д.) отводится не менее 20 минут. Как мы уже отмечали, в подобной структуре есть свои плюсы и минусы при организации клубной работы в целом. Но есть также свои плюсы и минусы чисто методического характера:

«+» - родителям чётко ясна структура занятия, и они хорошо понимают чему конкретно учат их детей на занятии – это видно из названия поставленных курсов. Если родители пропускают занятия, то они понимают, что конкретно пропустили

«+»- методисту тоже не надо ничего «городить» лишнего и задумываться о мелочах:  чтение, значит, чтение. А математика, значит, математика. Упражнения и задания так подобрать значительно легче.

«+» - на каждый курс отводится немало времени в занятии, что позволяет подобрать большее количество упражнений и заданий и лучше отработать изучаемую тему

«-» - много чего остаётся «за бортом». Кроме конкретных знаний, умений и навыков, однозначно необходимо развить психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и восприятие), а также подготовить руку к письму, а кроме того, есть ещё творчество: рисование, лепка, аппликации. Можно, конечно, расширить перечисление курсов  и довести их до 5-7 пунктов в каждый день занятий.  Мало кто так поступает. Это не основной минус рассматриваемого комплекса.

«-» - дети чуть постарше знают на что они «идут»: сегодня интересный окружающий мир, или скучное чтение. Мотивация к обучению от такого открытого и программируемого расписания у детей снижается.

«-» - нарушаются основы построения любого развивающего и обучающего процесса. А вот это существенно!!! Сейчас поясним. Деятельность наших клубов, разумеется, ориентирована на результат. И результатом нашей деятельности будут являться как конкретно сформированные умения и навыки – чтение, счёт, письмо, умение катать колбаски из пластилина и т.д., так и менее «ощупываемые» явления чисто психического характера: умственные действия и операции мышления, свойства внимания, показатели развития памяти и т.д.  Так вот, чтобы всё это формировалось и развивалось, надо обязательно учитывать законы функционирования памяти: для того, чтобы информация просто закрепилась на уровне кратковременной памяти, она должна быть воспроизведена, повторена в течение 3-4 дней. Про долговременную память можно пока даже и не говорить. Скажем простыми словами: чтобы ребёнок запомнил, что это буква А, а это М, просто необходимо, чтобы про это ему сказали два раза в неделю, иначе он всё время будет сидеть на «оперативной» памяти, то есть каждый раз информацию будет воспринимать почти как новую. Не верите? Читайте наших классиков-психологов, да и просто популярные психологические статьи и книги по особенностям и развитию памяти. А теперь заново посмотрите на вышеприведённую структуру комплекса: чтение только по понедельникам. Это значит, что от одного занятия до другого прошло целых 6 дней!!! Кратковременная  и долговременная  память плачут горькими слезами, поскольку  нарушается знаменитый «закон повторения» памяти,  и уступают место оперативной памяти, а она нам не позволяет достигнуть намеченных результатов и прославить наш клуб эффективными результативными методиками…

2. Собственно комплексные занятия. Альтернативой вышеприведённому комплексу курсов выступают  несколько другие комплексные занятия, которые в свою структуру включают сразу чтение и математику, знания об окружающем мире и формирование речи, развитие психических процессов  и творческую деятельность и т.п.. И это всё в одном занятии! Длительность подобных занятий обычно составляет 40-50 минут. Обычно это очень динамичное и насыщенное занятие, поэтому 50 минут более чем достаточно.

Неужели это возможно, чтобы в 45 минут уместилось всё перечисленное выше, да ещё разбавилось двигательными паузами и подвижными играми?  Возможно. Просто методисту необходимо чётко наметить стержень подобных занятий, определить конкретную структуру подобного комплексного занятия, которая поможет от занятия к занятию «наращивать» знания и умения, целенаправленно развивать конкретные операции мышления и свойства внимания, а также позволит демонстрировать родителям результаты нашей эффективной методики.

Как в расписании будет значиться подобное комплексное занятие? Обычно так и пишут:

Понедельник  (10.00- 10.50)

Четверг  (10.00- 10.50)

Комплексное занятие для детей 1 года

Комплексное занятие для детей 1 года

Если со структурой  занятий « комплекса курсов» всё прозрачно, поскольку там чётко обозначены изучаемые предметы и остаётся только подобрать задания, то структура собственно комплексного занятия сложнее.  Легче её будет понять на конкретном примере. Давайте, на примере плана занятия для детей 1 года, рассмотрим структуру подобного комплексного занятия:

План занятия:

1. Приветствие.
2. Развитие восприятия и мышления (цвет, классификация по цвету). Мишка и зайчик делят предметы.
3. Музыкальная разминка.
4. Развитие координации руки и глаза. Нанизывание. Пирамидки для мишки и зайчика.
5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
6. Математика. Понятие «один, много, ни одного». Мишка собирает грибы.
7. Массажная пауза
8. Развитие мелкой моторики руки.  Зайчик варит суп.
9.Подвижная игра с флажками. «Мы помашем высоко».
10 .Развитие мелкой моторики руки. Лепка. Готовим для мишки и зайчика котлеты.
11. Развитие восприятия. Цвет.  Чашки и блюдца для чаепития.
12. Пальчиковая гимнастика. Один, два, три, четыре, пять…
13. Подготовка руки к письму. Проведение прямых вертикальных линий. Зайчик ставит чашки на блюдца.
14. Творчество. Рисование ладошкой. Паспарту. Мячик для мишки и зайчика.
15. Прощание

Как видим из данного примера,  подобное комплексное занятие включает в себя решение сразу нескольких крупных задач: развитие восприятия и  мышления,  развитие мелкой моторики руки, формирование математических представлений, подготовку руки к письму  и т.д. Красным цветом выделены подвижные паузы, которые, разумеется, тоже несут развивающую нагрузку. Приведённый план одного занятия не позволяет нам выделить стержень комплексного занятия для детей 1 года, так как для этого  необходимо рассмотреть несколько подобных планов и выделить одинаковые моменты, которые и будут являться «стержнем». Понятно, что структура занятий для детей 3-4 лет, а тем более 5-ти лет и выше, будет сильно отличаться от структуры занятия для годовалых детей.  О конкретной структуре (стержне)  комплексных занятий для детей 1-3 лет и 4-7 лет мы поговорим в других статьях, а пока остановимся на плюсах и минусах  подобных комплексных занятий:

«+» - если такие занятия ставятся 2-3 раза в неделю, то полностью учитывают «закон повторений» памяти. Не менее двух раз в неделю у нас будет чтение и математика, подготовка руки к письму и т.д. Как понимаете, результативность подобных занятий будет очевидна.

«+» - дети не устают на таких занятиях, поскольку происходит частая смена видов деятельности и данная деятельность разительно разнообразна. Каждый пункт плана обычно составляет по длительности от 3 до 10 минут, но не более. Утомления на занятии не происходит.

«+» - за счёт частой смены видов деятельности  положительная мотивация у детей  к обучению гораздо выше.

«-» - родители плохо вначале понимают, чем конкретно занимаются на данных занятиях и требуются дополнительные пояснения. В расписании ведь значится просто «комплексное занятие».

«-»- требуется большая работа методиста или педагога, чтобы подобное занятие сделать целостным и интересным, не разорванным по кускам и действительно развивающим.

«-» - методист должен чётко определить стержень подобных комплексных занятий

«-» - на каждый курс (математика, чтение, творчество)  отводится меньше времени на занятии, что требует дополнительных усилий методиста по подбору заданий.

Наш клуб работает по второй модели. Нам хватает профессионализма сделать комплексные занятия длительностью всего 50 минут увлекательными и действенными, насыщенными и разнообразными, неповторимыми и уникальными – такими, что родители понимают – да, это действительно отличные занятия!  Но это пришло не сразу – понадобилось проделать колоссальную работу по отбору и переработке огромного количества методического материала.

Таким образом, мы видим, что комплексные занятия могут быть разнообразны по своей структуре, но, тем не менее, в любом своём виде они необходимы при организации работы именно с дошкольниками в детском клубе, поскольку учитывают и психофизиологические особенности детей, и потребности родителей.

Желаем Вам интересных, результативных и хорошо посещаемых комплексных занятий!

Анастасия Шевченко
Бизнес-тренер
Методист детского эко-клуба Умничка

Комментарии

#Галина  
Большое спасибо за полезные подсказки-консультации. Я делаю только "первые шаги" в открытии своего клуба. Вопросов возникает много.

Оставить комментарий.




Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*




© «Умничка», 2016, 8 (915) 212-10-70, 8 (905) 598-02-10, 8 (495) 227-90-20
Russian Promo - раскрутка сайтов в поисковых системах.

г.Москва, Можайское шоссе, д.45, корп. 1

г.Пермь, ул.Советской Армии 72/4

Яндекс.Метрика